В Вильнюсе 21 и 22 июня проходили белорусско-литовские экспертные консультации по вопросам строительства БелАЭС под Островцом. По итогам переговоров каждая из сторон выступила со своим заявлением для прессы.
Первыми к СМИ обратились представители Министерства окружающей среды Литвы — директор департамента предотвращения загрязнений Виталиюс Ауглис и замначальника департамента радиационной безопасности Видас Пауликас.
По словам Ауглиса, Литва уже много лет находится в переписке с белорусскими органами власти, но не получает интересующую ее информацию по БелАЭС. Сегодняшняя встреча — часть консультаций, которые рекомендовал провести комитет по реализации конвенции Эспо.
— К сожалению, за эти два дня не удалось обсудить все вопросы, потому что их было очень много и дискуссии были очень обширными. Мы обсудили, но пока не нашли решений, по таким процедурам, как ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду — Прим. TUT.BY), много было дискуссий насчет сейсмологических вопросов.
Кроме того, обсуждался выбор площадки для строительства АЭС и возможные радиационные угрозы для Вильнюса.
— Это не соответствует требованиям МАГАТЭ, поскольку риск для Вильнюса в случае крупной аварии оказывается гораздо больше выгод от АЭС.
Представитель литовской стороны заявил, что Беларусь проводила ОВОС уже после начала строительства АЭС, не подготовив площадку должным образом.
Литва просит Беларусь как можно быстрее провести стресс-тесты АЭС и пригласить миссию SEED МАГАТЭ, а также включить своих представителей в эту миссию и пригласить их при проведении стресс-тестов. Ответа на эти предложения, как говорит литовская сторона, пока нет. До тех пор, пока эти мероприятия не проведены, Вильнюс просит Минск приостановить строительство АЭС.
На вопрос, что Литва будет делать, если строительные работы не будут остановлены, Ауглис отвечать не стал, заявив, что в Вильнюсе все же надеются на то, что Минск прислушается к их пожеланиям.
Отвечая на вопрос, снимет ли Литва свои претензии, если стресс-тесты АЭС будут успешно проведены, Видас Пауликас ответил отрицательно. Они все равно не смогут согласиться с выбором площадки под строительство станции, потому что она «не учитывает населенность района».
Аугилис также сообщил, что стороны не успели обсудить инцидент, который якобы произошел на БелАЭС в июне. По его словам, экспертные консультации продолжатся, правда, дата следующей встречи пока неизвестна.
Отвечая на вопрос TUT.BY, был ли достигнут хоть какой-то прогресс за эти два дня, Ауглис заявил, что Литва получила большой объем новой информации.
— Мы хотели бы видеть эту информацию в отдельном документе, чтобы предоставить ее экспертам и общественности для изучения. Пока она была предоставлена либо в устном виде, либо в форме слайдов и презентаций. Нам нужен официальный документ.
Белорусская делегация пообщалась со СМИ в здании посольства нашей страны. К журналистам вышли пять экспертов, во главе с начальником Отдела международного сотрудничества Минприроды Мариной Филипюк.
— Наши консультации подтвердили, что формат очного обсуждения профильными научными и техническими экспертами оправдал себя. Он отвечает интересам двух сторон — сказала она.
Филипюк позитивно оценила сам факт проведения переговоров.
— Литовская сторона продолжает задавать те же вопросы, мы продолжаем отвечать.
По ее словам, Вильнюс по-прежнему обеспокоен БелАЭС, но и у Беларуси «есть вопросы по проведенным Литвой оценкам своих ядерно-энергетических объектов».
Филипюк не пояснила эту мысль, но призвала избегать двойных стандартов.
— Реакция литовской стороны на предоставление белорусскими экспертами подробной информации — «нам не понятно», «у нас остались сомнения», «предоставьте это в письменном виде»…
В дополнение ко всем комментариям, продолжила Филипюк, литовская сторона предлагает Беларуси пересмотреть или дополнить ОВОС, хотя в соответствии с конвенцией Эспо, процедура ОВОС давно завершена.
— Литва призвала приостановить строительство БелАЭС до проведения стресс-тестов. Хотя сами литовские эксперты отметили, что в Евросоюзе стресс-тесты проводились как на строящихся, так и на действующих АЭС.
Приостанавливать строительство Беларусь не будет, потому что выполняет все взятые на себя обязательства, заявила представитель Минприроды и добавила, что сегодня они предоставили очень подробную информацию, связанную с выбором площадки строительства.
Здесь слово взял Александр Карабанов, директор Института природопользования НАН РБ. Он рассказал, что изначально под строительство БелАЭС рассматривали три площадки, на всех был выполнен беспрецедентный объем геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических, сейсмотектонических и сейсмических изысканий. В результате, наиболее безопасной оказалась именно Островецкая.
— Единственный осложняющий фактор — наличие в 19 км известного Ошмянского разлома. Но по протяженности и глубине наложения, он относится к локальным. Расстояние достаточно большое. Геологические и гидрогеологические условия на этой площадке просто идеальные.
По словам Карабанова, исследования ведутся до сих пор. И все они подтверждают первоначальные результаты.
До конца этого года Беларусь намерена пригласить миссию SEED МАГАТЭ и провести стресс-тесты АЭС, на чем настаивает Литва, добавила Филипюк.
На вопрос будут ли в состав миссий включены литовские эксперты, представитель Минприроды ответить не смогла, сославшись на идущие переговоры с МАГАТЭ.
Комментируя просьбу Вильнюса оформить всю переданную сегодня информацию отдельным официальным документом, Филипюк заявила, что Беларусь приняла это к сведению, с уважением относится к обращению Литвы и обязательно рассмотрит его.
— Всю эту информацию, мы, в принципе, уже направляли Литве много раз. Я лично уже слышала эту информацию на недавнем заседании Комитета по реализации конвенции Эспо. Мы предоставляли ее и в письменном виде.
По приезде в Минск белорусская делегация направит Литве приглашение продолжить консультации в любое удобное для Вильнюса время.
— Мы не можем давить на Литву в вопросе выбора даты, но мы их очень ждем, — подытожила Филипюк.
Источник: News.tut.by